СОШ №1 Средняя общеобразовательная школа №1

Социально-психологическая служба

Анализ-отчет социального педагога СОШ № 1 за 2021-2022 учебный год

Анализ работы 2021-2022

Как родители могут помочь организовать учебную деятельность и досуг младших школьников

Рекомендации родителям

Советы психолога для родителей и детей, находящихся на длительном карантине

Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома Родители, близкие детей, находясь дома могут привить ребенку навыки преодоления, совладания со сложными ситуациями и научить его справляться с возможным стрессом. Для этого родителям необходимо:

  1. Сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. В сложных ситуациях не нужно паниковать, следует помнить, что «черную полосу всегда сменяет белая». Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет придать ребенку уверенность, стабилизирует ситуацию.
  2. Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Обязательно обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Старайтесь строить (но не навязывать) перспективы будущего совместно с ребенком. Делитесь своими переживаниями, мыслями, рассказывайте честные истории из жизни, в том числе о преодолении вами и вашими знакомыми трудных жизненных ситуаций. Обычный разговор по душам способен заставить ребенка поверить в свои силы. Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно (если он переживает, что не может посещать школу, кружки). Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом успешнее.
  3. Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию — через активные виды спорта, физические нагрузки, которые можно выполнять дома или на улице; душевные переживания — через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение). Часто ребенку (особенно подростку) сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам. С этой целью предложите ребенку завести тетрадь, в которой он будет рассказывать о своих переживаниях. Выложив эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от возможных негативных мыслей.
  4. Поощрять физическую активность ребенка. Стресс — это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребенку поможет любая деятельность, требующая физических усилий: уборка по дому, физические упражнения, пение, танцы… Старайтесь не вынуждать ребенка тратить силы на то, что ему не интересно, но постарайтесь определить совместно с ребенком, каким активным занятием он хотел бы заниматься, находясь дома.
  5. Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд ребенка. Даже если Вам кажется, что, например, подросток «впадает в детство» и ничего полезного не делает (рисование, плетение «фенечек», украшение одежды, склеивание моделей), все это является своеобразной «разрядкой», несет успокоение — через работу воображения подросток отвлекается от негативных переживаний, повседневных проблем. Поощрять ребенка к заботе о ближних (представителях старшего поколения, младших детях, домашних питомцах). Приятные обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то», являются дополнительным ресурсом для совладания с возможным стрессом.
  6. Поддерживать семейные традиции, ритуалы. Важно, чтобы хорошая семейная традиция была интересна, полезна и любима всеми поколениями семьи. Другими словами, семейные ритуалы можно и нужно трансформировать, чтобы младшее поколение с удовольствием участвовало в них, а не воспринимало их как неотвратимое, скучное, бесполезное времяпрепровождение.
  7. Стараться поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания). Чаще давайте ребенку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, общение с друзьями по телефону и т. д.).

 

Советы психолога для родителей подростков, оказавшихся дома во время карантина из-за коронавируса.

Сейчас такая ситуация, что многие школьники и студенты оказались дома.

Карантин.

Школы и вузы прекратили работу. И ситуация такова, что, действительно, лучше соблюдать рекомендацию реже выходить из дома; хотя ваши дети, особенно если они подростки, будут рваться на улицу, захотят использовать это время, чтобы встречаться с друзьями. Им кажется, что эти внеплановые каникулы жалко проводить дома и можно использовать их более приятным и полезным, с их точки зрения, образом.

  1. Поговорите с подростком, объясните, почему возникли эти «каникулы». Спросите, что он сам слышал, читал и думает про ситуацию с пандемией, есть ли у него какие-то страхи по поводу этого вируса. Если у подростка есть какие-то страхи, обсудите с ним то, чего он боится. Но в этом разговоре важно не напугать подростка, не передать ему свои страхи и тревоги, если они у вас есть, и тем самым увеличить его страхи, а заодно и свои. Страхам подростка можно противопоставить простую понятную ему информацию: вирусы есть всегда, почти каждый год бывают эпидемии гриппа, когда на карантин закрываются классы или школы в каких-то регионах страны, люди болеют, подавляющее большинство выздоравливают без последствий.
  2. Обратите внимание подростка на важность соблюдения правил гигиены (мыть руки, умываться, пользоваться средствами дезинфекции для рук, носить перчатки на улице, протирать телефон и другие гаджеты влажными салфетками).
  3. Не давите на своего ребенка, не контролируйте каждый его шаг, не напоминайте по сто раз про то, чтобы помыл руки, — это может привести к негативным последствиям:
  4. например, вызовет протестные реакции, приведет к конфликтам, подросток перестанет вас слушать, будет игнорировать любую, даже самую важную, информацию, если она исходит от вас;
  5. Если подросток тревожный, чувствительный, это так сильно повысит уровень его тревоги, что он «зафиксируется» на мытье рук, проверке, протерты ли гаджеты, и др., и это может привести к формированию навязчивых мыслей и действий или к каким-то другим тревожным расстройствам.
  6. Покажите подростку, что правила гигиены и другие необходимые правила — это то, что делают и соблюдают какие-то значимые для него люди, например, его друзья или известные блогеры, музыканты. Их пример может быть более значим для подростка, чем обычные родительские напоминания о том, что делать нужно, а чего делать не стоит.
  7. Во время карантина важно поддерживать привычный режим дня, иначе подростку будет сложно вернуться к учебному ритму, когда карантин закончится. Важно, чтобы подросток вставал и ложился в привычное время, не оставался в кровати большую часть дня.
  8. Обсудите с подростком, какими делами он мог бы заняться во время этих неожиданных каникул. Составьте список того, что нужно и хочется сделать. В качестве необходимых дел в список могут быть включены подготовка к экзаменам, занятия с репетиторами по скайпу, физические упражнения (зарядка или какие-то другие спортивные упражнения, которые можно выполнять дома), домашние обязанности. А в качестве желаемых в список могут попасть общение с друзьями с помощью тех же гаджетов, фильмы, компьютерные игры, музыка и др. Может быть, ваш ребенок хотел бы чему-нибудь научиться, например, играть на гитаре или снимать и монтировать видеоролики. Этому можно научиться с помощью уроков, выложенных в Интернете. Хорошо было бы составлять план на день, чтобы день был структурирован. Структурирование дня делает его проживание осмысленным, вам и вашим детям понятно, на что вы и они потратили время, что сделали за день, за что себя можно похвалить и чем можно быть довольным.
  9. Если дома оказались несколько человек, то важно, чтобы каждый имел время для автономного существования, когда каждый занимается своими делами. Уметь быть отдельно — не менее важное умение, чем быть вместе.
  10. Если вы и ваш ребенок оказались дома, то можно использовать это время, чтобы больше общаться друг с другом. Обсудите с подростком, чем он хотел бы заняться с вами, что он может предложить в качестве совместного занятия. Может быть, вы вместе посмотрите какой-то фильм или сериал, прочитаете или послушаете какую-то книгу, а потом обсудите это вместе. А может быть, вы вместе приготовите какое-то новое интересное блюдо. Или сыграете в интересную настольную игру. Или просто поговорите по душам, вспомните что-то приятное, какой-то совместный приятный опыт. Такое общение очень сплачивает, помогает пережить даже самые сложные времена.

 

Социально-психологическое сопровождение обучающихся направлено на создание условий для гармоничного развития личности, укрепление их психического и психологического здоровья, содействие профессиональному и жизненному самоопределению в процессе обучения. Руководящим центром, организующим работу по сопровождению обучающихся на всех этапах обучения, является социально-психологическая служба школы. Её миссия заключается в обеспечении психологической защищенности обучающихся и сотрудников, поддержке и укреплении их психического здоровья, создании благоприятных психолого-социальных и социально-педагогических условий для учебно-воспитательной деятельности и полной социализации.

 Социально-психологическая служба

Исходя из миссии службы, мы определяем ее задачи:

  • выявить основные проблемы участников образовательного процесса и определить причины их возникновения, пути и средства разрешения; содействовать педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в школее; 
  • повысить стрессоустойчивость, психологическую культуру обучающихся и сотрудников, особенно в сфере обучения и межличностного общения; организовать психологическую поддержку и консультативную помощь участникам образовательного процесса в экстремальных, критических ситуациях и в случаях необходимости;
  • содействовать личностному, интеллектуальному и профессиональному становлению обучающихся в процессе обучения в школе; создать социальные, психологические и педагогические условия для обеспечения творческого развития личности обучающихся;
  • оказать психологическую помощь в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, в формировании способности к самоопределению и саморазвитию;
  • содействовать в обеспечении деятельности педагогических работников школы методическими материалами и разработками по вопросам развития обучающихся, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности. 

 

Специалисты социально-психологической службы СОШ № 1

 

ДолжностьФИОКонтактная информацияВремя работы
ДиректорАбдылдаева Анара Ильясовна7.30-18.00

Понедельник — пятница

Заместитель директора по воспитательной работеЦвиго Татьяна

Михайловна

[email protected]

 

7.30-18.00

Понедельник — пятница

Социальный педагогКуцевол Наталья Олеговна[email protected]7.30-18.00

Понедельник — пятница

Организатор воспитательной работыЦыкунова Ирина Анатольевна[email protected]

 

7.30-18.00

Понедельник — пятница

ПсихологЗубова Татьяна Александровнамоб. :+996708442542

 

7.30-18.00

Понедельник — пятница

 

Задачи службы

защита прав и интересов личности учащихся, обеспечение благоприятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и социальных проблем;

  • комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребёнка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии;
  • содействие ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • содействие выбору образовательного и профессионального маршрута;
  • участие в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям учащихся;
  • развитие психолого-педагогической и социальной компетентности всех участников образовательного процесса – учащихся, педагогов, родителей;
  • содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения;
  • психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям) учащихся и педагогам;
  • консультативно-просветительская работа среди учащихся, педагогов, родителей;
  • профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, педагогов, родителей;

Сотрудники социально-психологической службы имеют право:
Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся;

  • Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
  • Проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);
  • Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.;
  • Обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайством в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;

Взаимодействие внутри службы

Основное взаимодействие социального педагога и психолога идёт по направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся, наркопрофилактика, просвещение, работа с «трудными» детьми. Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей, учащихся различных возрастных категорий. 

Социальный педагог СОШ № 1

 Социально-психологическая служба

Куцевол Наталья Олеговна

 В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает.    

Работа социального педагога в школе ведется по нескольким направлениям, которые определены проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей.

Цель работы – осуществление посредничества между личностью учащегося и учреждением, семьёй, средой, специалистами соц. служб, административными органами для оказания своевременной социальной помощи и поддержки нуждающихся в ней учащихся. Объединение усилий семьи и школы в воспитании детей. Социальная защита семьи и детства.

Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:

  • — Обеспечение социально-педагогической поддержки учащихся
  • Включение всех учащихся в социально полезную деятельность в соответствии с их потребностями, интересами и возможностями
  • Изучение социальных проблем воспитательной деятельности, учебно – воспитательного процесса, выявление ошибок с целью предотвращения их негативного влияния на ученика
  • Осуществление социальной опеки и защиты прав учащихся, особенно, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между субъектами воспитательного процесса.
  • Проведение консультативно – просветительской работы среди учащихся, педагогов и родителей.
  • Проведение профилактической работы и пропаганды ЗОЖ среди учащихся, педагогов и родителей для достижения положительных результатов в своей деятельности
  • Профилактика религиозного экстремизма;
  • Профилактика ранней подростковой беременности;
  • Совершенствование нравственного и патриотического воспитания;
  • Профилактика суицидального поведения;

     Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители.

Для достижения положительных результатов в своей деятельности я руководствуюсь следующими нормативными документами:

  • Конституция Кыргызской Республики
  • Конвенция о правах ребенка
  • Закон КР «О правовой защите от насилия в семье»;
  • Указ Президента КР «О защите и поддержке детей»;
  • Указ Президента КР «О неотложных мерах по улучшению положения детей в КР»;
  • Национальная программа поддержки инвалидов;
  • Инструкция о порядке учета детей и подростков школьного возраста КР;
  • Кодекс КР о детях;
  • Закон КР «О профилактике правонарушений в КР»;
  • Инструкция о порядке формирования «Группы риска» в образовательных учреждениях КР;
  • Устав школы
  • Правила внутреннего распорядка СОШ № 1.

Основные направления социально-педагогической работы в школе определялись, прежде всего, проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов.

Работа осуществлялась на основе годового плана работы, а так же включала деятельность по следующим направлениям:

  1. Организационная деятельность.
  2. Взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  3. Профилактическая работа с классами.
  4. Профилактическая работа с учащимися, состоящими на различных формах учета
  5. Индивидуальная работа с учащимися, состоящими на различных формах учета.
  6. Профилактическая работа с родителями, включающая вопросы профилактики семейного насилия, семейного неблагополучия, а так же ответственность родителей за воспитание ребенка.
  7. Диагностическая работа.
  8. Методическая работа.

 

Психолог СОШ № 1

 Социально-психологическая служба

Зубова Татьяна Александровна

Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.

Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе. Применение научных достижений психологии в практике народного образования помогает педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса школы.

Работа школьного психолога, преследует следующие цели и задачи.

 

Целями является:

 содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса; содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

 

Задачи:

психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности; формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию; содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в школе;

профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся;

 

Основными функциями работы психолога в школе являются следующие:

гностическая, которая включает изучение специфических особенностей деятельности педагогов и их воспитанников в данном учреждении в той мере, в какой они детерминируют их психику и предъявляют к ним определенные требования, а также изучение ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей преподавателей, сотрудников, учащихся, их социального статуса, особенностей межличностных отношений, как в коллективах педагогов, так и в группах учащихся. Итог этой работы – подробная психологическая характеристика личности преподавателя, сотрудника, воспитанника, составление психологических паспортов, позволяющих наметить и осуществить коррекционные психотерапевтические мероприятия;

конструктивно-просветительная, которая включает работу по профилактике и предупреждению конфликтов, вызванных психологическими причинами; сообщение преподавателям и воспитателям основных сведений по социальной психологии, формирование приемов и навыков общения;

планирование исследований и профилактических мероприятий; моделирование индивидуальных программ развития. Данная функция может осуществляться в форме консультаций, внушающих воздействий, просветительских и психотерапевтических бесед с различными контингентами. Эти беседы можно проводить с администрацией учреждений на семинарах руководителей, где они получат основные сведения по психологии руководства и управления. Занятия с преподавателями и воспитателями можно осуществить, организовав семинар или курсы повышения психолого-педагогических знаний. Реализовать психолого-педагогическое воздействие на учащихся можно через педагогов, воспитателей и наставников, непосредственно занимающихся с группами учащихся, работая с ними на постоянно действующем семинаре; консультационная, включающая объяснение и психологическую интерпретацию отдельных состояний, настроений преподавателей и воспитанников или особенностей их поведения в профессиональной деятельности и семейной жизни;

 воспитательная, которая включает выбор и осуществление мероприятий, направленных на морально-волевое воспитание учащихся, формирование у них определенных личностных качеств, воздействие на социальный статус отдельных личностей, организацию адекватных межличностных отношений в педагогических коллективах и группах учащихся;

психопрофилактическая и психотерапевтическая, включающая диагностику, психотерапию и психопрофилактику невротических состояний, предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организацию восстановительных мероприятий, а также осуществление мероприятий по управлению психическим состоянием (обучение психической саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, развитие творческих потенций, выработка навыков мобилизации в стрессе и т.д.);

методическая, включающая всю работу по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, а также разработку новых методов диагностики и психопрофилактики как для нужд данного учреждения, так и для запросов других учреждений района, не имеющих подобной службы.

 

Основные направления работы психолога в средней школе Работа школьного психолога традиционно организуется по следующим направлениям:

 диагностическая работа;

 коррекционно-развивающая работа;

консультативно-просветительская работа;